ЕГЭ 11 класс
Вариант №1
1. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном
2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории
1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет
2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской
3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках
4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом
3. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,
1) образуются органические вещества из неорганических
2) используется энергия окисления неорганических веществ
3) органические вещества расщепляются до неорганических
4) источником углерода служит углекислый газ
4. Гамета пшеницы содержит 14 хромосом. Каково число хромосом в клетке её стебля?
1) 7 2) 14 3) 21 4) 28
5. В жизненном цикле клетки интерфаза сопровождается
1) растворением белков ядерной мембраны 2) репликацией молекул ДНК
3) укорачиванием и утолщением хромосом 4) расхождением хроматид к полюсам клетки
6. Определите соотношение фенотипов у гибридов первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений садовой земляники (Аа — розовая окраска плодов, промежуточное наследование)
1) 100% розовых плодов 2) 50% розовых : 50% красных
3) 25% красных : 25% розовых : 50% белых 4) 25% красных : 50% розовых : 25% белых
7. Одинаковым по соотношению будет расщепление по генотипу и фенотипу в случае
1) скрещивания двух дигетерозигот
2) скрещивания двух гетерозигот при полном доминировании одного из признаков
3) промежуточного характера наследования признака при моногибридном скрещивании
4) сцепленного с полом наследования
8. Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится
1) по генотипу 2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека 4) по фенотипу
9. Грибы, в отличие от многоклеточных животных
1) имеют органы и ткани
2) не имеют клеточного строения
3) характеризуются ограниченным ростом
4) характеризуются неограниченным ростом
10. Какой буквой на рисунке обозначена часть растительной клетки, обеспечивающая связь между органоидами?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
11. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
1) проводящей системы 2) цветков и плодов 3) хлоропластов в клетках
4) эпидермиса с устьицами
12. К эпителиальной ткани НЕ относится
1) мерцательная 2) железистая 3) однослойная кубическая 4) волокнистая
13. Какой цифрой на рисунке обозначен головной мозг голубя?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
14. Конечные продукты обмена веществ должны быть удалены из организма человека, так как они могут
1) замедлить процесс пищеварения 2) вызвать отравление организма, накапливаясь в тканях 3) вызвать торможение в нервных клетках 4) повысить кислотность желудочного сока
15. Какое вещество способствует образованию тромба
1) фибрин 2) глюкоза 3) глицерин 4) гемоглобин
16. Гормоны выполняют функцию
1) биологических катализаторов
2) передачи наследственной информации
3) регуляторов обмена веществ
4) защитную и транспортную
17. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель
1) постоянно подкрепляется безусловным раздражителем
2) нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем
3) не подкрепляется безусловным раздражителем
4) подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени
18. Какое инфекционное заболевание передается в основном через питьевую воду?
1) грипп 2) туберкулез 3) холера 4) чесотка
19. Возможными предками земноводных считают
1) осетровых рыб 2) костистых рыб 3) кистеперых рыб 4) иглокожих
20. По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых
1) хромосомным набором 2) перьевым покровом
3) способностью к полету 4) интенсивным обменом веществ
21. Макроэволюция приводит к образованию новых
1) популяций 2) видов 3) мутаций 4) родов
22. Антропогенным изменением в экосистеме степи считают
1) формирование черноземных почв 2) колебания численности грызунов
3) чередование сухих и влажных периодов
4) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
23. Производители органических веществ в экосистеме
1) продуценты 2) консументы 3) редуценты 4) хищники
24. Сохранению биологического разнообразия на Земле способствует
1) орошение засушливых земель
2) создание биосферных заповедников
3) создание агроценозов
4) создание искусственных водохранилищ
25. Верны ли следующие суждения о свойствах химических соединений?
А. Все нуклеиновые кислоты хранят и передают наследственную информацию.
Б. ДНК участвует в процессе трансляции, взаимодействуя с транспортной РНК на рибосомах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
26. Для растения семейства бобовых характерно:
1) наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла);
2) наличие в цветке нектарников; 3) образование плода боб;
4) образование плода стручок; 5) наличие на корнях клубеньковых бактерий;
6) перекрестное опыление насекомыми.
27. Выберите признаки безусловных рефлексов.
1) видоспецифичные 2) вырабатываются в постоянных условиях среды
3) не имеют постоянных рефлекторных дуг 4) имеют постоянные рефлекторные дуги
5) не наследуются 6) формируются с образованием временных связей в коре мозга
28. Выберите примеры идиоадаптаций.
1) сходство мухи-журчалки с пчелой 2) второй круг кровообращения у жабы
3) теплокровность у голубя 4) длинный корень верблюжьей колючки
5) диафрагма у волка 6) обтекаемая форма тела пингвина
29. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга:
1— рефлекторная 2 — проводниковая
А) коленный рефлекс
Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной
В) разгибание конечностей
Г) отдергивание руки от горячего предмета
Д) передача нервного импульса из мозга к мышцам конечностей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
30. Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания.
ЗАБОЛЕВАНИЕ
|
|
ВОЗБУДИТЕЛИ
|
A) амёбная дизентерия Б) малярия
B) натуральная оспа Г) корь
Д) холера Е) чума
|
|
1) вирусы
2) бактерии
3) простейшие
|
A
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31. Установите соответствие между особенностью и видом мышечной ткани человека, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ
|
|
ВИД МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
|
А) образована веретеновидными клетками
Б) клетки имеют поперечную исчерченность
В) клетки одноядерные
Г) мышцы имеют высокую скорость сокращения
|
|
1) гладкая
2) сердечная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
32. Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.
СОБЫТИЕ
|
|
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНИ
|
А) мутационный процесс Б) сукцессия
В) внутривидовая борьба за существование
Г) образование пищевых цепей Д) свободное скрещивание особей
Е) круговорот веществ
|
|
1) популяционный уровень
2) биогеоценотический уровень
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
33. Установите последовательность формирования популяции тёмноокрашенной бабочки берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах.
1) появление и сохранение в потомстве разноокрашенных бабочек
2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской
3) сохранение в результате естественного отбора бабочек с тёмной окраской и гибель со светлой
4) появление популяции, состоящей из тёмноокрашенных бабочек
5) потемнение стволов берёз
34. Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?
35. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Укажите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса.
36. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения интенсивно растут только в первые годы жизни. 5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений. 6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.
37. Дайте краткий ответ на вопрос. Каково значение дождевых червей в биосфере?
38. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов ответа.
39. Даны антикодоны т-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, кодоны и-РНК и триплеты во фрагменте гена, кодирующего этот белок. Антикодоны т-РНК:
ГАА, ГЦА, ААА, АЦЦ.
Генетический код (иРНК)
Первое
основание
|
Второе основание
|
Третье
основание
|
|
У
|
Ц
|
А
|
Г
|
|
У
|
Фен
Фен
Лей
Лей
|
Сер
Сер
Сер
Сер
|
Тир
Тир
—
—
|
Цис
Цис
—
Три
|
У
Ц
А
Г
|
Ц
|
Лей
Лей
Лей
Лей
|
Про
Про
Про
Про
|
Гис
Гис
Глн
Глн
|
Арг
Арг
Арг
Арг
|
У
Ц
А
Г
|
А
|
Иле
Иле
Иле
Мет
|
Тре
Тре
Тре
Тре
|
Асн
Асн
Лиз
Лиз
|
Сер
Сер
Арг
Арг
|
У
Ц
А
Г
|
Г
|
Вал
Вал
Вал
Вал
|
Ала
Ала
Ала
Ала
|
Асп
Асп
Глу
Глу
|
Гли
Гли
Гли
Гли
|
У
Ц
А
Г
|
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
40. Скрестили два растения земляники садовой с розовыми плодами (красный цвет неполно доминирует над белым). Определите генотипы родителей, потомства и соотношение фенотипов в F1.
|