Фефелова Любовь Михайловна учитель биологии МОУ школы №5 г.о. Тольятти
Совершенствование качества преподавания предмета «Биология» через освоение информационных технологий.
«Урок - как форму организации обучения придумал Я. А. Каменский
ещё четыреста лет тому назад. Так что урок – это архаика, но колесо ещё
древнее, но попробуйте без него обойтись». Е. Ямбург.
Современный урок - урок XXI века, каким он должен быть?
Как для моих учеников, так и для меня урок интересен тогда, когда
он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок
будет лишь в том случае успешным, если организована совместная
деятельность учителя и учащихся. Современному уроку присущи следующие
черты: использование современных инновационных технологий; работа в
группах; деятельностный подход; деловое сотрудничество;
исследовательская деятельность; креативность, продуктивность и
динамичность.
Я считаю, что современный учитель сегодня является организатором
процесса получения знаний с использованием современных информационных
технологий, способствует самообразованию и самореализации учащихся.
Ученик на моём уроке активный участник процесса обучения, получает
новые навыки, умения, анализирует, сопоставляет и делает выводы,
раскрывая и развивая свой творческий потенциал. Использование компьютера
на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными
технологиями. Использование современных информационных технологий
позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе
усвоения новых знаний при значительном сокращении длительности процесса
передачи знаний от учителя к ученику. При проведении уроков с
использованием новых информационных технологий активизируется правое
полушарие головного мозга, отвечающее за ассоциативное мышление,
рождение новых идей, интуицию, положительное психоэмоциональное
состояние.
Довольно эффективным считаю проведение уроков-презентаций. Здесь
творчество учителя безгранично: вместо одной двух таблиц можно
использовать любое количество иллюстраций, изображений на экране, работа
учителя с мелом и тряпкой заменяется компьютерным текстом,
видеофильмами и фрагментами. С помощью компьютерной графики представляю
учащимся информационные модели.
Сегодня у меня, как учителя есть возможность использовать
электронные учебники, компьютерные диски, Интернет - ресурсы. Но меня
больше привлекают уроки, подготовленные мною совместно с учащимися.
Методическая разработка урока «Может ли аквариум быть маленьким
океаном?», была представлена на Всероссийском конкурсе «Мой лучший
урок», посвящённый 175- летию Д. И. Менделеева. В данном уроке
использовались следующие педагогические технологии и методы, как
информационно-коммуникативные, рефлексия, здоровьесберегающие (элементы
релаксации), групповая работа с применением метода мозгового штурма,
проектный и игровой метод. Весь ход урока представлен в виде
компьютерной презентации выполненной в программе Power Point , что
помогает учителю легко руководить процессом обучения, переключаться на
разные формы деятельности. Программа Power Point позволяет внедрять в
урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда можно
совмещать на одной странице фото и видео материал, компактно расположить
таблицы, картинки. Учитель имеет возможность быстро вернуться в любой
этап урока и повторить наиболее трудные и важные моменты. Компьютерные
презентации можно использовать на разных этапах урока. Если презентация
задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными
фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое
целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом
слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Использование современных информационных технологий, творческого,
самостоятельного подхода к решению педагогических задач позволяет мне
повысить мотивацию учащихся к усвоению учебного материала по биологии, и
как результат, высокое качество знаний и обученности учащихся, а также
результативность участия школьников в предметных олимпиадах по биологии и
экологии, городских научно- практических конференциях.
|